Фотогалерея

РУКОВОДСТВО ПО СОЗДАНИЮ СНЕГОХОДНОЙ ТРАССЫ

Данное руководство содержит мировой опыт в разработке, строительстве и обслуживании снегоходных трасс, которые соответствуют потребностям водителей снегоходов с разным опытом и предлагают многие километры интересной и безопасной езды. Мировая практика свидетельствует, что все страны с устойчивым снежным покровом проходят все стадии развития снегоходных трасс – начиная от хаотичного, неорганизованного движения снегоходов по любым территориям до упорядоченной, поддерживаемой государством, системы снегоходных трасс, которыми управляют клубы и пользуются владельцы снегоходной техники. Россия постепенно приходит к подобной системе и наша задача – ускорить этот процесс и направить его в правильное русло.

 

Шаг 1. Планирование трассы. 

 

Наиболее ответственным шагом при планировании снегоходной трассы является определение территорий, где пройдет трасса, и получение письменного согласия владельцев этих земель на прокладку трассы, а также определение структуры, которая будет управлять трассой, осуществлять уход за ней и финансировать расходы на создание и поддержание трассы. В мировой практике трассой владеет и управляет клуб владельцев снегоходов, который готовит трассу и ухаживает за ней. Обычно трассы прокладываются по незастроенным территориям – лесным массивам, лугам, пастбищам, а также национальным паркам, а также используются старые бесхозные дороги, не относящиеся к дорогам общего пользования. В России такие дороги ранее использовались для сообщения между населенными пунктами, которых в настоящее время уже не существует, и вывоза леса, рубка которого велась повсеместно. Таких дорог на территории Кемеровской области по разным оценкам около 14 000 км, и они прекрасно подходят для прокладки снегоходных трасс.

В мировой практике принято разделять снегоходные трассы на два класса:

Трассы первого класса – шириной не менее 3,7 метров на прямых участках и более широкие на поворотах. По всей длине трассы, в том числе по мостам, должны проходить снегоуплотнительные машины с бороной шириной не менее 2,4 м. Все мосты должны выдерживать снегоуплотнительное оборудование весом до 10 тонн. Трасса должна быть достаточно широкой, чтобы на ней могли разъехаться два снегохода. Там, где это возможно, рекомендуется создание обочин шириной 60 см.

Трассы второго класса – шириной не менее 2,4 м на прямых участках и более широкие на поворотах. По всей длине трассы, в том числе по мостам, должны проходить снегоуплотнительные машины с бороной шириной не менее 1,2 м. Все мосты должны выдерживать снегоуплотнительное оборудование весом 900 кг. Трасса должна быть достаточно широкой, чтобы на ней могли разъехаться два снегохода.

В Кемеровской области на начальном этапе целесообразнее прокладывать трассы второго класса, так как они не требуют подготовки рельефа в летний период, а также требуют меньше затрат на их обслуживание.

 

Шаг 2. Разведка местности.

 

Прежде чем приступить к разработке трассы, необходимо понять, что представляет собой местность, по которой пройдет трасса, и как она может измениться в будущем. В результате разведки у вас должны появиться необходимые материалы, такие как фотографии, подробная карта местности и заметки, которые лягут в основу процесса проектирования трассы.

Большая часть требующейся информации может быть получена из существующих карт. Хорошим помощником при разведке местности станет GPS-навигатор.

Изучение местности для прокладки будущей трассы лучше проводить поздней осенью или ранней весной, поскольку отсутствие листьев обеспечивает лучший обзор. Кроме того, в это время года гораздо легче определить болотистые участки, где вода плохо уходит с трассы.

Для того, чтобы трасса сохраняла снег как можно дольше, при проектировании трассы следует избегать южных склонов и гребней холмов. По возможности следует также избегать зон с хвойной растительностью – хоть хвойные деревья и смотрятся зимой очень декоративно, плотные заросли хвойных деревьев задерживают снег и не позволяют ему ложиться на трассу.

Трасса должна быть проложена таким образом, чтобы не пересекать склоны холмов – необходимо избегать подъемов и спусков, расположенных перпендикулярно склону, что затрудняет уход за трассой. В целом, при проектировании трассы следует избегать тех зон, где скапливается вода – это помогает создать прочную трассу с устойчивой снежной основой и снизить стоимость эксплуатации трассы.

Привлекательный пейзаж – одно из основных достоинств удачно выбранной трассы. Разнообразный рельеф, виды и перепад высот сделают трассу живописной, а поездку по ней – более интересной. При проектировании следует обращать внимание на протекающие рядом ручьи, выходы скальных пород, валуны, панорамные виды, группы деревьев и другие особенности, которые могут украсить трассу.

 

Объекты разведки

 

1. Отметьте с помощью GPS области, которых следует избегать при прокладке трассы и достопримечательности, рядом с которыми стоит проложить трассу.

2. Соедините между собой достопримечательности с учетом топографии местности – это позволит наметить будущую систему снегоходных трасс.

3. Пройдите в обоих направлениях трассу, чтобы получить о ней полное представление. Это лучше всего сделать весной, когда влажные участки наполнены водой и хорошо заметны.

4. Отметьте доступ к трассу со стоянок автотранспорта.

По возможности избегайте больших водных пространств – много несчастных случаев со снегоходами происходит именно на воде. В случае, если нет возможности избежать пересечения трассы с железнодорожными путями или автомагистралями, следует выбирать безопасный переезд с хорошим обзором. Пересечение с железнодорожными путями всегда должно быть организовано под прямым углом, поскольку большинство снегоходов становятся плохо управляемыми и могут застрять на рельсах, если начнут пересекать их под углом.

Отличным вариантом будет трасса, проложенная по старым лесным дорогам и тропам, коих в Кузбассе великое множество.

 

Шаг 3. Разработка трассы

 

Выбор уклона трассы

 

Продолжительный уклон (более 300 метров) не стоит делать круче 10%, хотя в отдельных случаях на коротких отрезках трассы уклон можно оставить до 25%. Слишком крутые уклоны небезопасны и сложны в уходе.

Не рекомендуется прокладывать трассы на склонах с поперечным уклоном более 12%

 

Таблица 1. Рекомендуемая степень уклона снегоходной трассы

 

Процент уклона

Описание

0% - 2%

Уклон практически отсутствует

3% - 6%

Небольшой уклон

7% - 12%

Средний уклон

13% - 18%

Значительный уклон

19% - 26%

Крутой уклон

Более 26%

Очень крутой уклон

 

При разработке трассы важно верно спланировать ширину трассы

Существует два понятия, связанные с шириной трассы.

 

А. Расчищенная ширина трассы

Это ширина зоны, расчищенной от веток и деревьев. Она включает в себя собственно ширину трассы и пространство, необходимое для канав. Ее ширина сильно зависит от величины уклона – на большом уклоне, на поворотах и в местах с ограниченной видимостью следует расчищать трассу гораздо шире, чем на ровных прямых участках.

 

Б. Ширина трассы

Необходимая ширина трассы определяется классом трассы и шириной снегоуплотнительного оборудования, которое будет использовано для ухода за этой трассой. Минимальная ширина для каждого типа трассы должна предусматривать 60 см с каждой стороны трассы для безопасного движения снегоуплотнительной машины и лучшей видимости.

 

В. Расширение на поворотах

На поворотах снегоходам для движения требуется больше места, чем при движении по прямой. Таблица 2 перечисляет необходимую ширину снегоходной трассы на поворотах. Следует помнить, что данные приведены для трасс, расположенных на плоском рельефе, при наличии уклона ширина трассы должна быть еще шире.

 

Таблица 2. Рекомендуемая ширина трассы на поворотах. 

 

Внутренний радиус поворота

Минимальная ширина трассы первого класса

Минимальная ширина трассы второго класса

7,6 м

5,8 м

3,4 м

10,7 м

5,2 м

3,1 м

15,3 м

4,6 м

2,75 м

18,3 м

4,3 м

-

22,9 м

4 м

-

30,5 м

4 м

-

 

Необходимая расчищенная высота трассы

Необходимая расчищенная высота трассы – это высота, которая позволяет безопасно пройти снегоходу и снегоуплотнительному оборудованию после того, как ляжет снег на трассу и на ветви деревьев. Важно помнить, что снег утяжеляет ветви, особенно таких деревьев, как пихты, ели, сосны. Ветви берез могут склоняться вниз под тяжестью снега и льда. Не следует забывать и о том, что снежное основание трассы также снижает расчищенную высоту трассы. Таким образом, чтобы достичь зимой расчищенной высоты в 3 метра, необходимо летом обрезать ветви на 60 - 90 см выше.

 

Таблица 3. Необходимая минимальная расчищенная высота трассы.

 

Класс трассы

Необходимая минимальная высота

1

3,7 метра

2

3,1 метра

 

Холмы на трассе

При прокладке трассы рекомендуется избегать холмов, которые лишают водителя снегохода возможности видеть, что происходит впереди. При определении рельефа трассы также следует избегать резких спусков, которые могут лишить снегоход опоры – это может привести к потере контроля над снегоходом. Размещение поворотов на холмах и резких спусках не допускается.

 

Поверхность трассы 

Гладкая поверхность трассы позволяет раньше начать снегоуплотнительные работы и эксплуатацию трассы. При строительстве трасс первого класса рекомендуется удалить с трассы все пни, корни, кустарник, камни и прочие неровности, выступающие с поверхности трассы больше, чем на 10 см – это позволит снегоуплотнительному оборудованию безопасно работать уже при небольшом слое свежевыпавшего снега.

 

Видимость на трассе

Таблица 4 содержит информацию о рекомендованной величине зоны обзора при пересечении с автомагистралями или железнодорожными путями для обоих видов трасс:

 

Таблица 4. Рекомендованная величина зоны обзора на пересечении с автомагистралями и железнодорожными путями.

 

Разрешенная скорость движения по автомагистрали

Рекомендованная величина зоны обзора с обеих сторон пересечения с автомагистралью

30 км/ч

40 метров

40 км/ч

85 метров

50 км/ч

100 метров

60 км/ч

120 метров

65 км/ч

135 метров

70 км/ч

160 метров

80 км/ч

170 метров

90 км/ч

220 метров

 

Следует увеличить рекомендованную зону обзора в том случае, если транспортные средства, движущиеся по автомагистрали, движутся вниз по склону.

 

Длина трассы 

Ценность снегоходной трассы определяется ее длиной и разветвленностью. Одна из самых разветвленных, связанных между собой сетей снегоходных трасс расположена в провинции Онтарио, в Канаде – общая протяженность регулярно обрабатываемых трасс превышает 43 000 км. В среднем по статистике в США один водитель снегохода проезжает за сезон около 2 300 км. Согласно той же статистике, в среднем американские владельцы снегоходов проводят 7 ночей в гостиницах в непосредственной близости от снегоходных трасс. В среднем за день водитель снегохода проезжает от 100 до 250 км подготовленной трассы. Водители снегоходов не любят двигаться дважды по одному и тому же отрезку. Соответственно, трасса должна быть по возможности спроектирована таким образом, чтобы избежать повторного движения по одним и тем же участкам. Во многих случаях удачным решением является создание кольцевых маршрутов.

 

Начало маршрутов и инфраструктура

 

Снегоходы часто привозят до трассы, в связи с этим нужны места разгрузки снегоходов и охраняемой стоянки для автотранспорта. Эти объекты инфраструктуры должны быть спроектированы вместе с трассой.

Есть несколько наблюдений относительно предпочтений водителей снегоходов, которые оказывают непосредственное влияние на проектирование трассы, такие как:

- возможность одновременного приезда больших групп, например во время мероприятий

- наличие легкой трассы вблизи стоянки для младших членов семей

- на стоянку должна вести только одна дорога

- наличие стоянок по длине всей трассы

- наличие указателей

Организованные массовые мероприятия, которые могут проходить на трассе, требуют особого подхода. Понадобится большая парковка для всех водителей снегоходов, с которой легко выехать на маршруты. На стоянках будет размещено большое количество человек и увеличится нагрузка на дороги и на трассы, особенно на участки, примыкающие к месту проведения мероприятия. Хорошо оцените физическую способность дорог и трасс выдержать повышенный трафик, особенно магистральных.

 

Дополнительные предостережения

 

Следует избегать прокладки трасс по каменистым районам – каменистые участки могут осыпаться, в том числе и зимой, что может привести к опасности для водителей снегоходов и порче снегоуплотнительного оборудования. В случае, если необходимо проложить трассу в непосредственной близости от места возможного осыпания почвы или скальных пород, следует укрепить склон с помощью камней, бревен или металлической сетки.

Прокладка трасс по болотам и руслам ручьев также крайне нежелательна, так как сокращает сроки эксплуатации трассы и значительно усложняет уход за ней.

 

Очень важно!

 

Ни при каких обстоятельствах не делайте пересечение с автомобильной дорогой после длинного прямого участка снегоходной трассы, всегда проектируйте крутой поворот перед пересечением, чтобы водитель снегохода успел сбросить скорость перед пересечением.

 

Установка знаков и указателей

 

Знаки и указатели должны быть установлены на въездах на маршруты, на перекрестках и на протяжении трассы. Содержащаяся на них информация может быть самой разнообразной: название маршрута, его сложность, правила, действующие на трассе, расстояние до стоянок, достопримечательностей и других объектов. Указатели помогут обозначить границы частной собственности. Правила установки знаков те же, что и для дорожных знаков. Постарайтесь, чтобы знаки вписывались в ландшафт, но и были заметны.

Некоторые владельцы трасс создают оригинальные знаки и указатели, отдавая предпочтение натуральным материалам – дереву, металлу, камням. Уделите знакам и указателям достаточно внимания, и это значительно облегчит управление трассой и избавит Вас от недопонимания водителями снегоходов.

 

Шаг 4. Уход за трассой

 

Удовольствие от катания на снегоходе во многом определяется тем, насколько ровный и плотный слой снега лежит на трассе. Соответственно, уход за трассой – это процесс, результатом которого является создание ровной поверхности снежного покрова с равномерно высокой плотностью с помощью механического оборудования. Поскольку снегоходы, погода и другие факторы разрушают поверхность трассы, необходимо регулярное восстановление ее поверхности.

Следует отметить, что мощные современные снегоходы и агрессивный стиль езды являются разрушительными для трассы. Резкий набор скорости или торможение, агрессивный проход поворотов, карбидовые лыжи и гусеницы с высоким грунтозацепом буквально вспарывают поверхность трассы, и необходимость в работе снегоуплотнительного оборудования наступает быстрее.

Как правило, уход за трассой – это самая большая статья расходов в бюджете на содержание системы снегоходных трасс – как в плане крупных первоначальных затрат на приобретение дорогостоящего оборудования, так и постоянных затрат на использование этого оборудования в суровых зимних условиях – от 50% до 75% затрат приходится именно на уход за трассой.

Твердость снега – это лучший показатель устойчивости снежного покрова. Существует множество методов анализа твердости снега, но самый простой – это «тест ботинком». Когда ботинок оставляет глубокий след – снег мягкий, если отпечатка почти не остается – трассу можно считать хорошо подготовленной.

Еще один простой способ определения твердости снега для оператора снегоуплотнительной машины – это наблюдение из кабины за следом, который оставил на трассе последний проехавший снегоход. Если лыжа проваливается глубже поверхности трассы, трасса слишком мягкая. Если покров достаточно твердый, и лыжи остаются на поверхности, трасса подготовлена для движения.

Для того, чтобы понять принцип эффективного ухода за снегоходной трассой, необходимо понимать физику снега и то, как он меняет свои свойства при механическом воздействии. Изменение физических свойств снега носит название метаморфизм снега. Оно обусловлено изменением температуры, которые вызывают испарение или стекание воды. Важно отметить, что температура снежного покрова – даже вблизи поверхности – как правило, отличается от температуры окружающего воздуха.

Различают три типа метаморфизма снега:

- Равнотемпературный метаморфизм (как правило, приводит к высокой плотности снега).

- Метаморфизм с изменением температуры (как правило, приводит к низкой плотности снега).

- Метаморфизм таяния-замерзания (итоговая плотность зависит от температуры).

Равнотемпературный метаморфизм проявляется там, где температура одинакова по всей глубине снежного покрова. Равнотемпературный метаморфизм способствует «спеканию» кристаллов снега, что приводит к формированию более устойчивого и долговечного снежного покрова. Снежные кристаллы растут, становятся более круглыми и склеиваются между собой за счет более тонких кристаллов сложной формы благодаря испарению влаги.

При неизменной температуре влага выдавливается из снежного покрова под воздействием атмосферного давления. Зерна снега становятся более круглыми, что обеспечивает большую плотность снега.

Область высокого давления образуется вокруг выпуклых поверхностей, а области низкого давления – там, где есть вогнутые поверхности. Водяные пары перемещаются из области высокого давления в область низкого давления и замерзают, формируя спайки между кристаллами снега.

Метаморфизм с изменением температуры является причиной формирования рыхлого снежного покрова с пустотами, называемого «глубинной изморозью». Как правил, формируется на дне снежного покрова или под ледяной коркой. Формирование слоя под воздействием температуры, как правило, происходит при условии неглубокого снежного покрова во время холодных ясных ночей. Потеря тепла с поверхности снежного покрова в атмосферу создает большую разницу температур в толще снежного покрова. Температура снега, находящегося внутри снежного покрова будет значительно теплее, чем температура снега на поверхности. Таким образом, сформируется слабый, пустой внутри слой рядом с поверхностью земли.

При метаморфизме с изменением температуры перемещение водяных паров определяется температурой. Водяные пары с более теплого слоя ближе к поверхности земли перемещаются выше, к более холодным верхним слоям.

Когда водяные пары перемещаются к поверхности снежного покрова, быстро формируются хрупкие, не связанные между собой кристаллы (глубинная изморозь).

Для оператора снегоуплотнительной машины важно не пропустить холодные, ясные ночи, когда снежный покров невелик, особенно в горных регионах, поскольку метаморфизм с изменением температуры приводит к формированию рыхлого хрупкого слоя около поверхности земли, что может привести к образованию лавин.

Холодные, ясные ночи после снегопада также вызывают изменения на поверхности снежного покрова. Поверхностная изморозь формируется, когда присутствует разница температур между атмосферой и поверхностью снежного покрова.

Аналогичным образом, водяные пары перемещаются из атмосферы к поверхности снежного покрова, формируя хрупкие, не связанные между собой кристаллы на поверхности снега. Этот слой может сохраняться на поверхности снежного покрова в течение всего сезона. Наблюдается тогда, когда в снежном покрове присутствует вода в жидком состоянии, которая может оказаться в снежном покрове из-за выпадения осадков в виде дождя или под воздействием солнца – она может медленно просачиваться сквозь снежный покров и замерзать там, где температура снежного покрова минимальна.

Метаморфизм таяния-замерзания наблюдается вблизи поверхности снежного покрова, где более мелкие зерна снега тают, и талая вода удерживается на поверхности благодаря более крупным зернам снега. При повторном замерзании формируются более крупные зерна снега и гранулы льда. Плотность снега напрямую зависит от степени повторного замерзания. Поверхность снежного покрова, сформированная в результате метаморфизма таяния-замерзания, может представлять собой как сплошную ледяную корку, так и рыхлую поверхность в зависимости от температуры.

Региональные и сезонные особенности, влияющие на качество снега (физические характеристики, такие, как размер зерна, влажность, плотность, температура и т.д.) определяют оптимальный метод подготовки трассы. В целом, основная цель работы снегоуплотнительного оборудования – это уменьшение размера зерен снега и создание зерен разного размера для максимального спекания частиц снега между собой. Смешивание разных слоев снега также, в некоторой степени, способствует равнотемпературному метаморфизму снега.

Целью работы является максимизация равнотемпературного метаморфизма внутри слоя снега и обеспечение достаточного времени для того, чтобы зерна снега спеклись между собой – поэтому физические свойства снега до и после прохода снегоуплотнительной машины являются исключительно важными.

Для правильного ухода за трассой наиболее важными показателями являются:

- Зернистость снега и размер зерен

- Температура

- Влажность

- Устойчивость снежного покрова

Плотность снега (или вес на единицу объема снега) не обязательно является показателем устойчивости снежного покрова поскольку очень влажный, рыхлый снег, сформированный в результате метаморфизма таяния-замерзания может быть очень плотным, но в то же время будет проваливаться даже под небольшим давлением сверху.

Зерна снега размером от 0.5 до 4.5 мм идеальны для работы снегоуплотнительной машины. Крупные зерна и комки, которые сформировались (возможно, благодаря метаморфизму таяния-замерзания) требуют более агрессивных техник ухода за трассой, таких, как перепахивание снега фрезой.

Во многих регионах снег выпадает в виде относительно рыхлых снежинок малого размера, и снежный покров остается сухим. В таких случаях, борона с большим количеством лезвий обеспечивает достаточное перемешивание слоев снега. Для оператора снегоуплотнительной машины важно определить размер зерен снега, чтобы определить наиболее подходящие техники ухода за трассой в своем регионе.

Для того, чтобы кристаллы и зерна снега оказались связаны между собой, температура должна быть ниже 0°С. Плотный наст может самостоятельно сформироваться при очень низких температурах (ниже 40°С).

При равнотемпературном метаморфизме водяные пары легче высвобождаются при более высоких температурах, что означает, что склеивание частиц снега между собой происходит более активно при температурах, близких к температуре замерзания.

Наиболее критически важный фактор успешного формирования устойчивой основы для трассы – это наличие достаточного времени для спекания снега. Уход за трассой настоятельно рекомендуется проводить после заката, так как поверхность снега тает на солнце в течение дня, и температура на поверхности снежного покрова возрастает. Более благоприятные условия для равнотемпературного метаморфизма возникают после заката солнца, что приведет к формированию более твердого покрытия трассы. Работы в «ночную смену» также обеспечат достаточное время для спекания снежных масс в устойчивый покров.

Очень теплый, влажный или наполненный водой снег не обладает способностью к спеканию. Однако, если температура снижается, в течение ночи мокрый снег может заново замерзнуть ночью. Свежевыпавший, холодный и сухой снег также не обладает большой способностью к слипанию. Однако уплотнение такого снега увеличивает его способность к формированию плотного слоя, который может послужить основой для трассы.

 

Основные принципы ухода за трассой

 

Важно понимать принципы ухода за трассой и правильно управлять снегоуплотнительным оборудованием, чтобы создавать ровные и твердые трассы.

Самое сложное в уходе за трассой – это срезание бугров и создание ровной твердой поверхности, которая будет служить долгое время. Для этого важно понимать, как особенности формирования бугров. Появление бугров и рытвин от движения снегоходов – это главная причина, по которой необходимо регулярно ухаживать за трассой.

Формирование бугров проходит поэтапно. На первом этапе небольшое углубление создается снегоходом, который резко ускорился или неожиданно затормозил. Впоследствии углубление превращается в ряд бугров и рытвин, поскольку подвески проезжающих позже снегоходов реагируют на неровность трассы и разбивают ее дальше.

Ямы и бугры возникают везде, где снегоходы ускоряются или резко тормозят – до и после поворотов, при въезде и после знаков «стоп», до и после мостов и на крутых склонах. Эти зоны требуют особого ухода.

Бугры также появляются на относительно плоских, открытых участках трассы. Каждый проходящий снегоход делает бугры выше, а рытвины – глубже на равном расстоянии друг от друга. Такой участок напоминает стиральную доску, и двигаться по нему исключительно некомфортно.

При работе на трассе на этих участках важно использовать заднюю фрезу или борону, а не передний отвал, который может начать двигаться в ритме уже имеющихся ям и бугров и лишь усугубит проблему.

Рытвины также могут формироваться спонтанно, «естественным путем». Снегоход врезается в снег, что впоследствии может привести к формированию ямы, которая может стать глубже под воздействием солнечного тепла.

 

Четыре этапа ухода за трассой

 

Основная задача ухода за трассой – удаление бугров и уплотнение основы для трассы. Этот процесс несколько сложнее, чем простое разравнивание холмов и перемещение снега в соседние рытвины.

Простое срезание холмов и заполнение ям приводит к неравномерной плотности снега, которая не может обеспечить комфортное катание. Даже если внешне такая трасса выглядит привлекательно и гладко, бугры и рытвины вскоре появятся на ней снова, поскольку рыхлый и пушистый снег быстрее выбьется из заполненных ям лыжами и гусеницами снегоходов.

Для того, чтобы создать комфортное и устойчивое покрытие, необходимо провести 4 этапа работ

1. Удаление бугров

2. Перемешивание снега

3. Уплотнение снега с измененной структурой

4. Фиксация результатов

В большинстве случаев укатка трассы бороной с множеством ножей дает лучшие результаты, чем бороной с одним ножом или фрезой, поскольку борона с несколькими ножами, как правило, обеспечивает выполнение всех четырех этапов, тогда как другие инструменты решают лишь одну или несколько задач из четырех.

Глубина среза должна быть не меньше дна ям, однако она не должна затрагивать плотную основу трассы. Это требует постоянного внимания оператора.

 

Этап 1 - Удаление бугров

 

Следует помнить, что есть ряд ограничений, которые могут препятствовать полному удалению бугров:

1. Если на дне ямы просвечивает земля, не следует срезать бугор полностью, поскольку это может повредить оборудование и разрушить остатки снежной основы трассы.

2. Если вы используете борону с одним ножом, а бугры достаточно высоки, есть большая вероятность того, что снег будет выдавлен за пределы трассы: старайтесь сохранить снег вместо того, чтобы срезать его.

3. Если вы используете фрезу, то удобнее всего использовать передний отвал, чтобы убрать бугры до прохода фрезы. Этот метод также не идеален, так как он не решает задачу выравнивания трассы так, как борона.

4. При использовании бороны с множеством лезвий, они не опустятся ниже глубины ножей при полностью опущенной бороне. Если основа трассы мягкая, боковые направляющие могут врезаться в основной снежный слой трассы. Однако если основное покрытие остается жестким, направляющие остаются на поверхности и ограничивают глубину проникновения ножей.

В любом случае, основная задача – удаление бугров настолько, насколько это возможно, чтобы обеспечить более комфортное движение снегохода.

Как правило, для создания плотной ровной трассы снегоуплотнительная машина должна пройти по трассе несколько раз. Машины, оборудованные большим количеством ножей, эффективно удаляют бугры, если ножи расположены лесенкой вниз от самых ближних до самых дальних лезвий, что позволяет глубже врезаться в снег. Тем не менее, если длины ножей недостаточно, может потребоваться несколько проходов снегоуплотнительной машины по участку для того, чтобы полностью удалить бугры.

В случае, если пошел сильный снегопад и свежий, рыхлый снег покрыл трассу, полное удаление бугров может оказаться невозможным или нерациональным. При этом особое значение приобретают второй, третий и четвертый этапы, поскольку перед оператором будет стоять задача создания новой снежной основы для трассы поверх существующей, чтобы закрыть свежим снегом уже сформированные холмы.

 

Этап 2 – Изменение структуры снега

 

В каждый момент времени на трассе присутствуют несколько типов снега – плотный слежавшийся снег, влажный, сухой, лед, свежевыпавший снег, снег, нанесенный ветром, который, как правило, представляет собой небольшие гранулы и является одним из самых плотных типов снега. Также на трассе присутствует снег, уплотненный снегоходами и снегоуплотнительными машинами.

Важно, чтобы разные типы снега были перемешаны между собой, чтобы обеспечить лучшее уплотнение и склеивание частиц снега между собой. Перемешивание снега достигается за счет создания вихревого потока воздуха перед лезвиями, когда они двигаются вперед с определенной постоянной скоростью. Во многих моделях борон лезвия расположены под углом и снег перемещается от одной стороны бороны к другой, что способствует дальнейшему смешиванию снега и превращению его в однородную массу. Во время перемешивания снега также происходит процесс де-аэрации (уменьшается расстояние между частицами снега, что делает его более плотным). При использовании бороны с единственным лезвием крайне важно создать вихревое движение, поскольку у оператора снегоуплотнительной машины есть только одно лезвие, а значит один шанс должным образом подготовить участок, по которому движется машина. Фреза, хоть и является крайне удобным инструментом для подготовки снега, также ограничена глубиной ножей.

Вихревой поток, создаваемый перед бороной, превращает плотный снег с гребня холма в гранулы различных размеров. Это движение буквально выбивает воздух из снега, а также ломает кристаллы снежинок, что позволяет снегу ложиться более плотно. Кроме того, в ряде случаев это движение может насытить снег влагой, благодаря силе трения, которая повышает температуру снега и топит отдельные снежинки. Увлажнение снега особенно ценно, если основная масса снега очень сухая. Влага также имеет очень важное значение для замерзания, «вставания» трассы после обработки.

Вихревое движение не создается, если снегоуплотнительная машина движется слишком быстро, температура воздуха слишком высока или слишком велика влажность. Также формированию вихревого потока может препятствовать неправильный подбор высоты лезвий (слишком глубоко, когда лезвия «вкапываются» в снег или наоборот, слишком высоко, когда они не снимают снег с трассы).

Высота установки лезвий критически важна для обработки поверхности трассы. Если трасса ровная и количество бугров на ней невелико, достаточно снять лишь небольшой верхний слой, чтобы их удалить. В подобных случаях порой достаточно лишь работы задних лезвий на машине с множественными лезвиями или неполной глубины на машине с одним ножом. Если же бугров много или недавно был сильный снегопад, придется задействовать больше лезвий и погружать их на большую глубину.

Столь же важен и правильный подбор скорости движения – при слишком медленном движении не создается вихревого движения, и слои снега не смешиваются между собой. Слишком большая скорость движения также приводит к неэффективной обработке трассы, особенно при использовании оборудования с несколькими ножами – прежде всего потому, что при слишком большой скорости движения ножи, расположенные под углом друг к другу, откидывают снег за пределы трассы, фактически уменьшая толщину снежного покрова на трассе. Есть очень небольшое количество мест на земле, где снега настолько много, что уменьшение толщины покрова не скажется на продолжительности эксплуатации трассы.

Во-вторых, вихревое движение снега происходит за счет действия силы притяжения, так что для того, чтобы снег поднялся в воздух, перемешался и снова лег на трассу, нужно время.

В-третьих, слишком быстрое движение порой приводит к тому, что снег перемешивается чрезмерно сильно. Процесс смешивания снега можно наглядно сравнить с работой миксера – на низкой скорости можно достичь отличных результатов, а при установке слишком большой скорости перемешиваемые продукты могут, например, заставить масло отскочить, или превратить фарш в пену. И, наконец, слишком большая скорость движения может привести к тому, что борона или фреза начнут раскачиваться из стороны в сторону, что приведет к неровной поверхности трассы.

Вне зависимости от типа используемого оборудования, наиболее гладкая и устойчивая поверхность трассы формируется при движении со скоростью 8-11 км/ч. Результатом прохода бороны или фрезы должна быть однородная масса несвязанных между собой частиц снега, готовых к уплотнению.

 

Этап 3 – Уплотнение подготовленного снега

 

Увлажненный и сыпучий снег, сформированный на этапе смешивания, должен быть уплотнен, чтобы создать плотную и ровную поверхность для движения снегоходов. Этот процесс продолжает деаэрацию снега и создает плотный верхний слой. Этот этап проводится с помощью плоского финишера, который располагается за бороной.

При использовании бороны с множественными лезвиями передняя часть финишера расположена под углом. Таким образом, рыхлый снег, который удерживается боковыми направляющими, остается на трассе и подминается под финишер, где прижимается к земле весом бороны и финишера. Бороны с единственными лезвиями, как правило, не оборудованы боковыми направляющими, поэтому снег должен пройти через единственный нож и сразу попасть под финишер для уплотнения. Важно следить за количеством снега, которое проходит через нож – если его количество слишком велико, нож будет выбрасывать его вбок за пределы трассы.

На практике получается, что снегоуплотнительная машина с множеством ножей фактически увеличивает высоту основы снежного покрова трассы с каждым проходом, а машина с единственным ножом увеличивает толщину снежного покрова трассы только тогда, когда на трассу выпал свежий снег.

 

Этап 4 – Замерзание трассы

 

Крайне важно, чтобы после проведения всех работ трасса «встала» - то есть, чтобы снег, который был перемешан и уплотнен, имел достаточно времени для того, чтобы замерзнуть снова. В целом, чем больше времени будет оставлено на замерзание трассы, тем более долговечным будет вновь созданное покрытие. Замерзание происходит за счет влаги, которая сконденсировалась в снеге во время обработки. Замерзая, влага связывает плотно лежащие гранулы снега друг с другом, создавая твердую поверхность, которая способна выдерживать значительную нагрузку.

 

Время, необходимое для замерзания трассы, может колебаться от двух до шести и даже до десяти часов – в зависимости от температуры и влажности воздуха. Замерзание трассы можно сравнить с замерзанием кубиков льда в холодильнике – уже по прошествии короткого времени сверху может образоваться тонкая корочка льда, однако кубик еще полностью не замерз – ему нужно несколько часов для того, чтобы полностью превратиться в лед. Аналогичные процессы происходят и на снегоходной трассе после прохода снегоуплотнительной машины, поэтому крайне важно, чтобы трасса оставалась по возможности закрытой для движения – только тогда сформируется плотное и долговечное снежное покрытие, способное выдержать значительный снегоходный трафик.

Если снегоходы следуют непосредственно за снегоуплотнительной машиной, трасса не замерзнет. В связи с этим, удобно проводить работы вечером или ночью, когда снегоходов значительно меньше, а температура окружающего воздуха ниже.

Исключением могут быть первичная подготовка трассы к сезону, когда оператору снегоуплотнительной машины важно видеть состояние трассы, или восстановление трассы после сильных снегопадов или снежных заносов.

 

Снегоуплотнительное оборудование для работы на трассе

 

В каждый момент времени обычно присутствует несколько типов снега – плотный слежавшийся снег, влажный, сухой снег, лед, свежевыпавший снег, снег, нанесенный ветром, который, как правило, представляет собой небольшие гранулы и является одним из самых плотных типов снега. Также на трассе присутствует снег, уплотненный снегоходами или снегоуплотнительными машинами.

 

Бороны

 

Как правило, в роли снегоуплотнительной машины выступает мощный трактор, который тянет за собой поверх снега борону, фрезу или снегоуплотнительную платформу. В ряде случаев вместе с миниатюрными боронами могут использоваться широкогусеничные утилитарные снегоходы или квадроциклы со специальным гусеничным комплектом.

Существует целый ряд компаний, который специализируется на выпуске оборудования для ухода за снегоходными трассами. Например, это компании Tucker Sno-Cat, Pisten Bully, Camoplast Industrial (бывший Bombardier), Centaur, Lamtrac, VMC. Есть и другие производители. Также существует широкий ряд производителей, предлагающий гусеничные комплекты для тракторов и квадроциклов.

При выборе оборудования для ухода за трассой важен размер трактора и его мощность, которая выражается в способности тянуть за собой нужное оборудование. Не стоит приобретать трактор или снегоуплотнительную машину большей мощности или размера, чем необходимо для ухода за данной группой трасс, поскольку стоимость оборудования напрямую зависит от размера и мощности.

Выбор борон для обработки трасс достаточно широк – их производят такие компании, как TSI Mogul Master, Trailmaster, Arrowhead, AFMI Trailmaker, Maxey, Sur Trac, Sno-Plane, Sno Boss, Trail Plane, Spooner Machine, Easy Pull и LaCross. Борону вполне можно изготовить самостоятельно. Фрезы, как правило, поставляются как дополнительное оборудование к таким снегоуплотнительным машинам, как Bombardier / Camoplast, Pisten Bully и Tucker Sno-Cat. Снегоуплотнительные брусы и платформы поставляются компаниями The Shop Industrial (TSI), Tucker Sno-Cat, Pisten Bully и Bombardier / Camoplast.

На самом деле, решающую роль в качестве подготовки трассы имеет именно борона, а даже не сам трактор или снегоуплотнительная машина. На настоящий момент большинство владельцев трасс используют бороны с множественными ножами – такое оборудование является самой важной покупкой для ухода за трассой. Работа с мощными боронами с несколькими ножами требует навыка для того, чтобы достичь хороших результатов.

Как предполагает название, борона с несколькими ножами использует как минимум два, а чаще три или даже больше наборов лезвий, которые полностью убирают бугры и выполняют все шаги по обработке поверхности трассы.

Выбор ширины бороны диктуется шириной трассы, которую необходимо обработать, и шириной трактора или снегоуплотнительной машины, которая будет тянуть эту борону. Если ширина гусениц трактора составляет, например, 2,4 м, тогда ширина бороны также должна быть 2,4 м. При выборе ширины бороны и трактора также следует учитывать ширину самого узкого места трассы (расстояние между деревьями, ширину мостов и т.д.)

Оптимальная ширина бороны

В случае, если на трассе есть мост шириной 2,6 м, тогда и трактор, и борона должны быть не шире этой величины, даже если вся остальная трасса имеет ширину 3 м. Исключение может составлять борона с подъемными крыльями, которые могут подниматься и опускаться благодаря гидравлическому приводу.

В мировой практике для ухода за трассами используются бороны шириной от 2,4 до 3,7 м, поскольку они позволяют обработать всю поверхность трассы за один проход. Однако на узких трассах с ограниченной видимостью удобно использовать более узкие бороны, чтобы дать возможность разъехаться со встречными снегоходами.

В случае если трасса не замкнута в кольцо и снегоуплотнительной машине придется возвращаться обратно тем же путем, также имеет смысл использовать более узкие бороны, поскольку трактору все равно придется пройти по трассе дважды. В таком случае правые гусеницы трактора могут двигаться по обочине, а левые по центру трассы, чтобы максимизировать ширину уплотняемого снега.

Оптимальная длина бороны

Длина – важная характеристика бороны, потому что чем она короче, тем больше вероятность того, что борона будет следовать уже сформировавшемуся рельефу трассы, перепрыгивая с бугра на бугор. Длинная борона, напротив, заполняет ямы снегом, что позволяет создать более гладкую трассу.

В этом одно из основных преимуществ бороны по сравнению с фрезой. Однако следует помнить, что оптимальная длина бороны ограничена маневренностью трактора, особенно на крутых поворотах.

В целом, чем тяжелее борона (в разумных пределах, так как трактор должен обладать значительной мощностью, чтобы тянуть ее за собой), тем лучше она справляется с разравниванием бугров и уплотнением рыхлого снега после того, как его перемешали ножи.

Главные компоненты бороны с несколькими лезвиями

Рама создает жесткую основу, чтобы борона не сгибалась при движении. При изменении геометрии рамы трасса будет обработана неровно. Важно регулярно проверять состояние рамы.

Боковые направляющие, по которым борона скользит по трассе, также являются важным компонентом бороны, так как они сохраняют весь переработанный снег внутри бороны, не позволяя ему разлетаться по сторонам. Важным различием борон с одним или несколькими ножами является то, что борона с одним ножом не оборудована боковыми направляющими.

Поскольку ножи предназначены для того, чтобы срезать снежные бугры, они часто сталкиваются с кусками почвы, камнями или другими жесткими предметами, скрытыми под снегом. Важно выбрать борону, ножи которой не жестко приварены к раме, а закреплены с помощью пружинной подвески, чтобы иметь возможность перескочить через жесткий предмет под снегом.

Ножи, расположенные под углом к поверхности снега, предпочтительнее вертикальных, поскольку вертикальные лезвия порой врезаются в поверхность бугра и проходят по нему вместо того, чтобы его срезать.

Как правило, производители размещают ножи лесенкой, так, чтобы передние ножи располагались на 1,6 см глубже боковых направляющих, а задние – глубже на 1,9 см. Такое расположение ножей позволяет увеличить глубину среза, когда борона опущена на снег. Кроме того, как правило, лезвия расположены под углом друг к другу таким образом, чтобы перемещать снег с краев трассы к середине, где нагрузка на снежный покров максимальна.

Некоторые бороны также оборудованы зазубренными передними ножами, что позволяет обрабатывать трассы с очень жестким и заледенелым покрытием.

Сцепное устройство большинство борон сделано таким образом, что борона может двигаться вверх и вниз, но не вправо и влево. Движение вверх и вниз регулируется оператором с помощью гидравлического привода, что позволяет постоянно контролировать глубину среза.

 

Снегоуплотнительная платформа

 

Снегоуплотнительная платформа служит для создания ровной плоской поверхности по всей ширине трассы, без рытвин и комков. Передний край платформы закруглен или срезан, чтобы под платформу попадал весь снег, переработанный лезвиями. Задняя часть снегоуплотнительной платформы скруглена, чтобы трактор мог двигаться задним ходом.

Днище платформы, как правило, плоское с двумя направляющими по бокам, сделано из стали. Иногда производители добавляют дополнительные выступы, создающие ребристую поверхность трассы. Днище платформы из стали предпочтительнее пластикового, так как сталь создает больший эффект трения, столь важный для формирования устойчивой поверхности трассы. Направляющие, как правило, делаются из твердосплавной стали. Их задача – снизить соскальзывание бороны с трассы и предотвратить преждевременный износ снегоуплотнительной платформы.

Вибрирующие снегоуплотнительные платформы являются новинкой на рынке средств для ухода за снегоходной трассой. Они используют гидравлический привод для того, платформа уплотняла снег с большим усилием. Виброплатформы, как правило, используют при работе на трассе сельскохозяйственным трактором, поскольку их гидравлические системы лучше всего приспособлены для таких платформ.

Колеса на бороне нужны для того, чтобы преодолевать препятствия – при движении по снегоходной трассе они подняты, чтобы не мешать обработке снега. При пересечении дорог или железнодорожных путей борона поднимается от земли и опирается на колеса. Колеса также удобны при движении задним ходом. Порой вместо колес используется ролик – он также может играть вспомогательную роль при уплотнении снега.

Борона с единственным лезвием оборудована одним ножом по всей ширине бороны. Некоторые производители добавляют также вращающийся барабан, который расположен непосредственно перед снегоуплотнительной платформой. Подобные бороны удачно подходят для тех регионов, где часто бывают обильные снегопады, что означает необходимость постоянной работы по формированию новой основы для трассы. В то же время в регионах, где снегопады более редки и не столь обильны, предпочтительно использовать бороны с множественными лезвиями, так как они лучше справляются с задачей удаления бугров. При использовании бороны с единственным лезвием также важно, чтобы трактор или снегоуплотнительная машина были оборудованы отвалом, который помогает срезать бугры.

 

Фреза

 

Фреза также крепится к снегоуплотнительной машине сзади. Как правило, фреза нужна при глубоком снежном покрове – она используется для того, чтобы разбить ледяную корку, уменьшить размер комков снега и льда и перемешать между собой несколько слоев снега.

Сама по себе фреза похожа по своему устройству на сельскохозяйственный мотокультиватор, который состоит из быстро вращающегося вала и прикрепленных к нему зубцов длиной от 7,2 до 12,7 см, которые перемешивают снег. Сзади к фрезе крепится пластиковый гребень, который иначе называется финишером. Важно, чтобы мощность трактора была достаточно большой, чтобы тянуть за собой фрезу.

Преимуществами трактора с фрезой являются мобильность, легкость поворотов и движения задним ходом и удобство транспортировки и хранения.

Фреза отлично подходит для обработки влажного снега, но если снег рыхлый и рассыпчатый, фреза не сможет должным образом подготовить трассу, так как она не способствует склеиванию частиц снега между собой.

Если на трассе большие бугры и рытвины, возможно, потребуется несколько проходов фрезы, так как фреза может обрабатывать трассу лишь на глубину зубцов. В таких случаях требуется мощный передний отвал и опытный оператор, который сможет срезать бугры отвалом и распределить их равномерно по трассе, чтобы фреза переработала снег и создала качественную трассу.

Фреза с легкостью создает гладкие трассы, однако создание плоской поверхности требует опыта, поскольку она имеет тенденцию повторять имеющийся рельеф трассы, лишь чуть сглаживая его. Кроме того, она может также раскачиваться вправо и влево. Таким образом, фреза более эффективна на трассах с волнистым рельефом с частыми поворотами, спусками и подъемами, чем на трассах с продолжительными плоскими участками.

Как правило, владельцы снегоходных трасс имеют борону в добавление к фрезе, так как идеальные условия для обработки трассы, подходящие для фрезы, редко длятся в течение всего сезона.

Следует особо отметить, что фрезы снегоуплотнительных машин (ратраков), предназначенные для обработки горнолыжных склонов, отличаются от фрез для обработки снегоходных трасс, так как для создания рельефа на горнолыжных склонах используются гибкие фрезы. Некоторые производители предлагают универсальные варианты, когда гибкая фреза фиксируется в плоском положении для обработки снегоходной трассы.

 

Снегоуплотнительный ковш

 

Еще одним инструментом, который используется при обработке снегоходной трассы, является снегоуплотнительный ковш. Простая конструкция, малые габариты и легкость делают его исключительно удобным инструментом, незаменимым в узких местах и крутых поворотах. Модели с гидравлическим прессом оказывают значительное давление на снег и особенно удобны для быстрой первоначальной подготовки трассы к зимнему сезону. Снегоуплотнительный ковш может создать плотную основу для трассы, которая впоследствии будет обрабатываться бороной.

На болотистых участках трассы ковшом можно выдавить из почвы на поверхность снежного слоя дополнительную влагу, что способствует более быстрому замерзанию этих участков. Использование снегоуплотнительного ковша целесообразно в начале сезона вместо бороны, когда борону легко повредить, а маневрирование осложнено неустойчивым снежным покровом.

Ковш также поможет справиться с особенно сильными снегопадами, когда борона оказывается слишком тяжелой для трактора. Некоторые модели тракторов позволяют устанавливать ковш и борону одновременно. В таком случае оператор трактора, добравшись до сильно заснеженного участка, может отсоединить борону и обработать участок передним отвалом и снегоуплотнительным ковшом для того, чтобы восстановить основу для трассы. После восстановления основы оператор может вновь присоединить борону и продолжить обработку трассы бороной.

Важным компонентом снегоуплотнительной машины является передний отвал, который используется для отодвигания снежных масс – расчистки трассы от излишков снега, заполнения переправ и разравнивания бугров. Отвал также используется для расчистки пересечения снегоходных трасс с дорогами общего пользования или дорого к домам, мимо которых проходит трасса. Отвал играет важную роль в подготовке снегоходных трасс, проходящих вдоль склонов.  

 

Снегоуплотнительные машины и тракторы

 

Определение «снегоуплотнительные машины» относится к широкому кругу транспортных средств, включая транспортные средства на гусеничном году, которые используются для того, чтобы тянуть за собой бороны, фрезы или снегоуплотнительные ковши.

Несколько основных характеристик снегоуплотнительных машин являются определяющими при выборе оборудования для той или иной трассы. Эти характеристики включают в себя:

- Давление на грунт

Транспортное средство, созданное для работы на снегу, должно оставаться на поверхности или неглубоко от поверхности снега, а не тонуть в нем. Этот эффект достигается распределением веса по всей площади гусениц. С технической точки зрения способность транспортного средства распределять вес называется давлением на грунт, которое рассчитывается как общий вес транспортного средства, поделенный на площадь гусениц, которые находятся в постоянном контакте со снегом. Типичное давление на грунт снегоуплотнительной машины колеблется в пределах 0.056 – 0.084 кг/см². Крайне важно, чтобы характеристики выбранной Вами снегоуплотнительной машины находились в пределах этих границ. Если давление на грунт окажется слишком большим, трактор утонет в снегу вместо того, чтобы остаться на поверхности. Если оно слишком низкое, сила сцепления со снегом будет недостаточной, чтобы тянуть борону вверх по склону или по глубокому, рыхлому снегу.

- Общий вес

При выборе снегоуплотнительной машины также важно учитывать общий вес транспортного средства, поскольку в большинстве случаев они очень тяжелые – важно, чтобы общий вес ратрака не превышал максимально разрешенную нагрузку на мосты и другие сооружения, по которым ему придется двигаться. Крайне нежелательно работать на снегоуплотнительной машине на льду, поскольку ее большой вес может проломить лед и привести к травмам оператора и порче оборудования.

- Крутящий момент

Важными характеристиками при выборе снегоуплотнительной машины являются мощность двигателя и крутящий момент, причем критичным является именно крутящий момент, так как он определяет способность ратрака сдвинуться с места с прицепленной к нему тяжелой бороной, особенно с множественными ножами.

- Центр тяжести

Центр тяжести ратрака важен в тех случаях, когда ему предстоит работать на неровных поверхностях, таких, как подъемы и спуски, или движение вдоль по склону – чем ниже расположен центр тяжести, тем более устойчивым будет выбранный вами ратрак на склоне.

 

Использование снегоходов и квадроциклов в качестве снегоуплотнительных машин

 

Некоторые владельцы трасс используют широкогусеничные утилитарные снегоходы или квадроциклы с гусеничными комплектами для ухода за снегоходными трассами. В таких случаях используется небольшая борона (не более 1,2 м шириной). Это удобно в тех случаях, когда ширина трассы препятствует использованию ратрака. Приобретение снегоуплотнительной машины также может оказаться невозможным по финансовым соображениям. Есть определенные ограничения, с которыми придется столкнуться владельцам снегоходных трасс в том случае, если они выберут снегоход или квадроцикл для ухода за трассой, однако и эти транспортные средства могут решить большинство задач по подготовке и уходу за трассой.

Ключевым фактором успеха в таком случае является частый проход снегохода или квадроцикла с бороной, чтобы компенсировать недостаток мощности при срезании бугров и уплотнении снега, которые характерны для маленьких борон.

При этом борона управляется оператором при помощи переключателя, расположенного на самой бороне, что позволяет оперативно изменять его настройки. Поскольку оператор находится на открытом воздухе, а не в кабине, крайне важно соблюдать все меры безопасности – в частности, у оператора всегда должна быть смена сухой одежды, буксировочный трос и лопата, закрепленные на снегоходе или квадроцикле, потому что при уходе за трассой эти транспортные средства часто застревают в снегу. Для снегохода обязательно должен быть запасной ремень вариатора, поскольку борона создает дополнительную нагрузку на ремень и вариатор. Этапы и принцип обработки снега на трассе остаются аналогичными работе ратрака, только лишь в меньшем объеме.

 

Управление снегоходной трассой

 

Уход за трассой – это самая большая статья бюджета на содержание трассы. Значительны как первоначальные вложения в оборудование, так и постоянные затраты на подготовку трассы, и стоимость технического обслуживания и ремонта.

В этом разделе собран опыт владельцев снегоходных трасс по оптимизации этих расходов. Какое выбрать оборудование, сколько нужно операторов, как правильно составить график прохода снегоуплотнительных машин, где их хранить и как обслуживать – ответы на эти вопросы во многом определяют эффективность управления трассой.

Хорошее качество трассы не обеспечить лишь дорогим и современным оборудованием – это результат планирования, грамотного менеджмента и высокой квалификации операторов.

Вне зависимости от размера трассы на ней каждый день должен быть хотя бы один сотрудник, который умеет обращаться со снегоуплотнительными машинами, понимает физику снега, принципы обработки снега и имеет опыт работы оператором снегоуплотнительной машины.

 

Определение приоритетов в уходе за трассой.

 

Владельцам снегоходов хотелось бы, чтобы все трассы были обработаны «с иголочки» каждый день. Однако, как правило, бюджет работ по уходу за трассой ограничен, и необходимо расставлять приоритеты в уходе за разными участками трассы.

Для этого создается график ухода за системой трасс, согласно которому все трассы разделяются на секции в соответствии с интенсивностью движения. Как правило, составляется недельный график работ в соответствии с возможностями имеющегося оборудования и персонала. Многие клубы публикуют график ухода на своих сайтах в Интернете, чтобы владельцы снегоходов могли выбирать трассы в зависимости от того, как давно та или иная трасса была обработана. Следует помнить, что погода и изменение интенсивности или характера движения снегоходов по тем или иным трассам могут внести в план существенные корректировки.

При составлении графика ухода за трассой следует принимать во внимание несколько факторов:

- Где находится техническая база? В центре сплетения трасс, или в конце одной из них? Сколько километров трасс необходимо обработать?

- Каков традиционный характер использования трасс в сети, которую предстоит обслуживать? Когда движение снегоходов более интенсивное – только по выходным, или нагрузка равномерно распределяется все семь дней в неделю? Часто ли трасса используется по ночам, или водители снегоходов используют ее только при дневном свете? Как рано с утра на трассе появляются первые снегоходы?

- Есть ли в непосредственной близости от трассы отели, гостиницы, рестораны или другие учреждения, которые привлекают водителей снегоходов на регулярной основе? Есть ли еще что-либо на трассе, что привлекает дополнительный поток водителей на снегоходах? Есть ли какие-либо участки или стоянки, которые загружены больше, чем остальные?

- Сколько имеется в распоряжении снегоуплотнительных машин, которые будут обслуживать данную систему трасс? Если их две или больше, рационально ли разместить их в разных гаражах на противоположных концах сети, или они должны быть размещены вместе? Сколько километров трассы каждая машина может эффективно обработать за смену (следует учитывать время, необходимое для замерзания трассы, которое должно пройти до того, как по ней начнется интенсивное движение снегоходов)? Какова средняя скорость движения снегоуплотнительной машины в данном регионе, каковы обычно погодные условия и температура?

- В течение скольких недель можно ожидать достаточного снежного покрова на трассе и достаточно интенсивного снегоходного движения, чтобы работы по уходу за трассой были экономически целесообразны? Нужно ли планировать дополнительные ресурсы по уходу за трассой в определенные периоды (новогодние каникулы, праздники, детские каникулы и т.д.)?

- Какова стоимость ухода в пересчете на километр трассы за один проход снегоуплотнительной машины (топливо, техническое обслуживание, ремонт, амортизация оборудования, заработная плата)? Каков бюджет на этот сезон? Будут ли операторы снегоуплотнительных машин оплачиваемыми сотрудниками, или часть работ будет выполняться волонтерами? Если частично работа будет проводиться волонтерами, на сколько человеко-часов можно рассчитывать?

Ответы на все эти вопросы помогут определить приоритеты и создать график ухода за трассами, который будет оптимально соответствовать потребностям данной сети снегоходных трасс.

Если трасса не отличается интенсивным снегоходным движением, практически не используется по ночам и по будням, как правило, для эффективного ухода достаточно нескольких проходов снегоуплотнительной машины в неделю.

Если же движение достаточно интенсивно в течение всей недели, то для содержания трассы в хорошем состоянии, скорее всего, понадобится 3, 5 или даже 7 проходов в неделю. Также потребуется несколько снегоуплотнительных машин, расположенных в разных точках трассы, поскольку одна машина за ночь может эффективно обработать от 65 до 95 километров трассы. Некоторые трассы с крайне интенсивным движением также обрабатываются в течение дня, чтобы избежать формирования глубоких ям, однако следует помнить, что эта дневная обработка имеет второстепенное значение по сравнению с ночной обработкой, поскольку замерзания трассы при интенсивном движении не происходит.

 

Выбор и обучение операторов снегоуплотнительных машин

 

Выбор и обучение операторов снегоуплотнительных машин также важен, как и выбор менеджера, который будет управлять всем процессом ухода за трассой. Операторы должны иметь хороший опыт работы со снегоуплотнительными машинами, должны понимать физику снега и принципы его обработки, должны быть готовы придерживаться установленного графика работ и быть знакомы с мерами безопасности.

Поскольку поломки и остановки даже самых новых и современных снегоуплотнительных машин на трассе неизбежны, операторы обязательно должны быть технически грамотны и способны самостоятельно провести первичную диагностику и ремонт оборудования.

 

Меры безопасности

 

Безопасность снегоуплотнительного оборудования и работающих на нем людей должна быть одним из главных приоритетов графика ухода за трассой. Несмотря на ряд особенностей, имеющихся на каждой трассе, есть несколько универсальных правил безопасности, которые должны соблюдаться на каждой трассе:

- Важно, чтобы снегоуплотнительная машина была хорошо видна водителям снегоходов, как днем, так и ночью. Необходимо включать как передние и задние фонари, так и желтый проблесковый маячок. Оператор снегоуплотнительной машины должен быть готов к неожиданностям, таким, как неправильная работа оборудования, поломки и застревание снегоуплотнительной техники. Необходимо, чтобы у оператора всегда был набор инструментов, средств первой необходимости на случай ночевки на трассе, аптечка, устройство связи и GPS. В горных районах к списку оборудования следует добавить лавинный маяк и щуп для поисково-спасательных работ. В список необходимого оборудования также следует включить светоотражающие конусы, которыми оператор может обозначить опасные препятствия для водителей снегоходов.

- Работа снегоуплотнительной техники на льду крайне нежелательна – в большинстве регионов Канады и США запрещено прокладывать снегоходные трассы, которые требуют ухода, по поверхности замерзших рек или озер. Если другого выхода нет, необходимо выработать четкие процедуры, когда именно (при какой температуре, толщине льда и т.д.) снегоуплотнительная машина может выходить на лед.

При этом необходимо предпринять дополнительные меры безопасности, отработать план спасательной операции в случае необходимости и обеспечить оператора надежной связью с базой.

- Важно, чтобы оператор снегоуплотнительной машины не только следил за качеством снежного покрытия трассы, но и вез с собой запасные колья и знаки для трассы, поскольку оператор лучше других знаком с тем, где должны находиться предупредительные знаки для водителей снегоходов. Замена поврежденных и восстановление отсутствующих знаков позволят сохранить трассу безопасной – как для водителей снегоходов, так и для операторов снегоуплотнительных машин, при последующих проходах по трассе.

- Оператор снегоуплотнительной машины должен соблюдать особые меры предосторожности при остановке на трассе, чтобы не создавать опасное препятствие для водителей снегоходов. Все плановые остановки должны проводиться вдали от оживленных участков трассы и по возможности в стороне от самой трассы, особенно на продолжительных прямых участках, на перекрестках или на парковках. Обычно владельцы снегоходных трасс заранее планируют места для остановки и безопасного разворота ратраков и ухаживают за ними так же, как за самой снегоходной трассой. Как и при движении тихоходной сельскохозяйственной техники по дорогам общего пользования, имеет смысл предусмотреть место для остановки снегоуплотнительной машины перед узкой или извилистой частью трассы, чтобы машина могла пропустить снегоходы, движущиеся сзади. Незапланированные остановки снегоуплотнительной машины крайне нежелательны, так как создают опасность, как для оператора, так и для водителей снегоходов – если нет возможности продолжать движение, остановка должна быть по возможности короткой. Всегда при остановке имеет смысл дождаться момента, когда нет встречного движения и пропустить снегоходы, движущиеся сзади.

Если появилась необходимость в относительно продолжительной остановке – например, для того, чтобы убрать с трассы мусор, поваленное дерево или исправить поврежденный участок трассы, необходимо расставить вокруг места работ предупреждающие конусы и отметить вешками лежащее дерево, чтобы предупредить водителей снегоходов об опасности.

Постоянная коммуникация оператора с базой является одной из основ успешного ухода за трассой – оператор должен постоянно сообщать о состоянии трассы, о повреждениях и опасностях и о погодных условиях на трассе. Оператор также должен сообщать о начале и об окончании работ и соответствии фактического маршрута запланированному.

 

Подготовка трассы перед началом сезона 

 

Первые снегопады, которые выпали на трассу, создают основу, на которой трасса будет держаться всю зиму. Созданная в начале сезона плотная и ровная поверхность помогут поддерживать трассу ровной и устойчивой в течение всего сезона. Первые снегопады, как правило, отличаются высокой влажностью снега, который хорошо поддается уплотнению.

В идеале, свежевыпавший снег должен лечь слоем не более 15 сантиметров, чтобы оказаться полностью спрессованным снегоуплотнительной машиной.

Если снегопад был более обильным, иногда имеет смысл срезать излишки снега при первой обработке, поскольку толстый слой первого снега не уплотнится полностью.

В зонах с повышенной влажностью, таких, как болота, имеет смысл оставлять на трассе слой снега минимальной толщины в начале зимы. Это способствует замерзанию болотистой почвы, в результате чего она становится твердой. Хорошо замерзшая земля также дольше сохранит твердость весной. Поскольку снег является очень эффективным теплоизолятором, слой снега в таких зонах в период замерзания должен быть минимальным. Стоит создать запас снега рядом с болотистыми зонами, чтобы распределить его на поверхности трассы после полного замерзания почвы.

На некоторых трассах имеются участки, которые никогда не замерзают – это могут быть русла ручьев или родники. Таких мест лучше избегать при прокладывании трассы, однако если это невозможно, и такие зоны все же присутствуют на трассе, они требуют особого внимания в течение всего сезона эксплуатации трассы. В некоторых случаях целесообразно покрыть такие зоны щепками или каким-либо другим похожим материалом, чтобы минимизировать перенос грязи и песка на трассу.

 

Общие принципы ухода за трассой

 

Сколько снега должно выпасть, чтобы целесообразно было начинать работу по уходу за трассой?

Конкретная величина толщины снежного покрова зависит от региона, рельефа местности и типа выпавшего снега. Важно помнить, что для безопасной работы снегоуплотнительной машины нужно гораздо больше снега, чем для движения снегохода. Поэтому, как правило, по трассе сначала разрешают двигаться снегоходам, поскольку давление снегоходных лыж и гусениц на грунт способствуют деаэрации и уплотнению снега. В среднем, от 20 до 30 сантиметров влажного снега на ровной поверхности достаточно, чтобы начать снегоуплотнительные работы. Однако, если снег сухой, рельеф местности сложный или неровный, необходимо как минимум от 30 до 45 сантиметров снежного покрова, чтобы снегоуплотнительная машина могла работать безопасно.

Лучший температурный режим для ухода за трассой

В целом, при использовании бороны стоит приостановить работы, если температура упала ниже -32°С или поднялась выше +5°С, поскольку снег начинает прилипать к лезвиям и скапливаться под снегоуплотнительной платформой, что делает уход за трассой неэффективным.

Ветер и тень могут создать благоприятные условия для ухода за трассой

В случае если ветер наносит снег на трассу, он может создать более толстую основу для движения снегоходов и продлить снегоходный сезон. Тень от деревьев также препятствует таянию снега и позволяет дольше сохранить снежный покров на трассе.

Лезвия бороны должны быть свободными от наледи

Периодически оператору снегоуплотнительной машины могут понадобиться остановки для того, чтобы счищать намерзший на лезвия бороны снег, если он не отваливается самостоятельно. Эту проблему может решить установка лезвий, частично покрытых пластиковым составом, который предотвращает образование наледи.

 

Оставайтесь на трассе

 

Снегоуплотнительная машина должна все время оставаться на трассе, так как она не предназначена для движения по глубокому рыхлому снегу и может застрять глубоко в снегу. Если появилась необходимость заново пройти уже обработанный участок трассы, оператору необходимо найти участок, где будет достаточно места для разворота и где снег достаточно плотный. Как правило, для разворота удобно использовать те места, где ратрак разворачивался раньше. В случае плохой видимости – при сильном  ветре, снегопаде или тумане – операторам снегоуплотнительных машин рекомендуется прекратить движение, оставить включенными все световые приборы и двигатель и дождаться улучшения погодных условий.

 

Основы ухода за трассой

 

Создание или поддержание основы для трассы

Каждый раз, когда на трассе появляется «новый» снег, либо благодаря снегопаду, либо сильному ветру, который наносит снег на трассу, или снег, который переместился на трассу с обочин, уход за трассой приведет к увеличению толщины основы для трассы. Если свежему снегу появиться неоткуда, уход за трассой сводится к простому поддержанию качества трассы.

 

Держитесь справа

Оператор снегоуплотнительной машины всегда должен придерживаться правой стороны трассы, чтобы двигаться в том же направлении, что и снегоходы. Уход за трассой навстречу движения снегоходам на трассах с односторонним движением не допускается.

 

Контролируйте качество обработанной трассы

Оператор снегоуплотнительной машины должен постоянно контролировать качество только что подготовленной трассы. Это особенно важно при работе с бороной, поскольку лезвия могут полностью обнажиться в течение нескольких секунд, (что соответствует примерно 4,5 метрам трассы). Для оператора это означает, что 75% внимания должно быть обращено назад и только 25% - вперед, по ходу движения снегоуплотнительной машины. Оператор должен периодически останавливаться и проверять качество подготовленной им трассы, особенно ночью.

 

Знайте трассу и предвосхищайте события

Оператор снегоуплотнительной машины должен хорошо знать трассу, по которой движется. На некоторых участках трассы снежный покров традиционно истончается – это могут быть пересечения с руслом ручьев, крутые, незащищенные от ветра склоны, участки, на которые в течение продолжительного времени попадает прямой солнечный свет, зоны с неровной или каменистой почвой, вершины гор или холмов, крутые повороты и т.д. Зная, что на таких участках может понадобиться дополнительный снег, оператор должен подготовиться заранее и переместить на участок дополнительные снежные массы – с помощью отвала или с помощью бороны.

 

Особое внимание обочинам

Оператор снегоуплотнительной машины должен быть особенно внимателен на крутых поворотах, где снег имеет тенденцию скапливаться на внешней стороне поворота. В большинстве случаев следует перенести снег на внутренний край поворота с помощью отвала и обработать этот снег бороной или фрезой.

 

Удаляйте следы от движения задним ходом

При движении ратрака или трактора со снегоуплотнительной платформой задним ходом на трассе остается куча снега и следы от колес, расположенных на бороне или снегоуплотнительной платформе. Эти следы должны быть тщательно удалены, поскольку они представляют собой опасность для водителей снегоходов – особенно после того, как замерзнет. Необходимо заново пройти этот участок бороной или убрать излишки снега лопатой.

 

Грязный снег

Грязный снег тает от солнечного света гораздо быстрее, что может повлиять на твердость и общее качество снегоходной трассы. Оператор должен сделать все возможное, чтобы покрыть грязный снег свежим. Самым простым способом является использование переднего отвала, чтобы перенести снег с обочин на центр трассы. Порой для этого достаточно всего лишь переместить трактор на 10-15 сантиметров на правую обочину, чтобы борона захватила снег с обочины и перенесла его на трассу.

 

Не оставляйте рытвин на трассе

Рытвины на трассе, оставшиеся от застрявшего ратрака, неправильной работы бороны или ошибки оператора, представляют серьезную опасность для водителей снегоходов. Там, где есть такая возможность, покрывайте ледяные участки снегом. Ледяную корку можно снять зазубренным лезвием и уплотнить ледяные крошки в основу трассы, чтобы сделать участок более безопасным.

 

Меры предосторожности при работах в начале сезона

Если в техническом парке имеется несколько борон, опыт показывает, что в начале сезона лучше использовать старое оборудование, чтобы не повредить более новую борону. В начале сезона снегоуплотнительная машина должна двигаться медленнее, чем обычно, поскольку велика вероятность столкновения со скрытыми под слоем снега препятствиями. В начале сезона также предпочтительно использование снегоуплотнительной платформы – до тех пор, пока толщина снежной основы не станет достаточной для использования бороны.

 

Перемещайте снег к центру трассы

В центре трассы снега часто меньше, чем по краям, потому что снегоходы, как правило, движутся именно по центру трассы. В таком случае оптимально использовать передний отвал для того, чтобы переместить снег с обочин на центр трассы и обработать его бороной.

 

Контролируйте температуру

Оптимальная температура для ухода за трассой находится в диапазоне от -15°С до -4°С. Как правило, влажный снег лучше обрабатывать ночью, а сухой – днем – в случае, если движение снегоходов не очень интенсивное.

 

Контролируйте глубину опускания лезвий при обработке гладких трасс

При обработке трассы с небольшим слоем свежевыпавшего снега и небольшими буграми следует быть аккуратными, чтобы не тревожить уже сформированную плотную основу для трассы. В случае, если бугры невелики, для их срезания достаточно лишь задних лезвий бороны. При этом эффективно увеличивается толщина плотной основы трассы.

 

Сильный снегопад означает формирование новой основы для трассы

Бугры под глубоким слоем свежевыпавшего снега удалить практически невозможно, поэтому перед оператором будет стоять задача формирования новой основы для трассы поверх бугров. Для уплотнения такого снега может потребоваться два прохода и более длительный период замерзания.

 

Обработка влажного снега

Обработка тяжелого, влажного снега требует большего мастерства оператора, поскольку влажный снег хуже скользит. Соответственно, лезвия бороны следует установить чуть выше, чем при обработке снега при минусовой температуре. При этом скорость движения трактора также должна быть чуть выше обычной. Если снег все же налипает на борону, ее нужно поднять, чтобы снег упал с нее, и опустить снова. При этом важно убедиться, что на трассе не осталось снежных отвалов от подъема бороны.

 

Обработка склонов

Обработка склонов также требует определенного мастерства. Скорее всего, оператор столкнется с недостатком снега на вершине холма и с изобилием снега около его подножия. Склоны холмов часто покрыты коркой льда, на них даже может полностью отсутствовать снежный покров, если снегоходы буксуют, взбираясь на него. Южный склон также может растаять под воздействием солнечных лучей.

При подъеме на вершину холма часто требуется поднять борону, чтобы избежать пробуксовки трактора, которая может привести к формированию глубоких траншей. Если боковые направляющие бороны опустились ниже основы трассы, это может привести к тому, что ратрак застрянет, пытаясь вытянуть борону вверх по холму.

 

Обработка поворотов

Повороты также представляют особую сложность при обработке, так как на них, как правило, мало снега, который выбрасывается в сторону гусеницами снегоходов. В то же время при отсутствии обработки участка на обочине формируются высокие холмы (от 90 см до полутора метров высотой), которые препятствуют обзору. Снегоуплотнительная машина всегда должна двигаться по внешнему радиусу поворота, чтобы оставить водителям снегохода возможность для обгона.

 

Использование переднего лезвия

При движении на средней скорости рекомендуется поднять передний снегоуборочный отвал на высоту 10 см выше уровня гусениц, а не на уровне земли. Это позволит как убрать снежные заносы с трассы, так и сохранит лезвие от столкновения с камнями, пнями и другими препятствиями.

При использовании фрезы всегда рекомендуется использовать передний отвал, поскольку в данном случае его роль заключается в срезании бугров и подаче снега на фрезу для обработки.

Для срезания небольших углов следует установить фрезу на уровне поверхности трассы – тогда она будет срезать снег под собственным весом.

Более крупные бугры следует срезать примерно наполовину, перемещая снег отвалом с бугров в углубления между буграми.

Передний отвал также может сослужить хорошую службу при обработке холмов – при обработке наклонных поверхностей после сильного снегопада отвал помогает правильно распределить вес снегоуплотнительной машины, особенно при использовании фрезы, а также обеспечивает достаточное давление машины на снег. Передний овал может помочь снегоуплотнительной машине подняться наверх, если оператор останавливает машину до того, как она начинает буксовать на подъеме. При этом следует сдать немного назад с опущенным отвалом, что способствует уплотнению снега под гусеницами. Трогаясь с поднятым отвалом, снегоуплотнительная машина может продвинуться дальше и таким образом преодолеть крутой подъем. При спуске с крутого холма передний отвал также может использоваться в качестве тормоза.

 

Эффективный уход за трассой при помощи фрезы

Фреза должна использоваться на свежевыпавшем снегу с осторожностью, поскольку ее интенсивное использование может разрушить кристаллическую структуру снега, превратив его в рыхлую пыль, частицы которой не способны к склеиванию между собой.

Заледеневшую поверхность трассы нужно разбивать только в том случае, если под ней находится толстая снежная основа или выпал свежий снег, потому что разбитые фрезой куски льда могут превратиться в твердую снежную поверхность при перемешивании со свежим снегом. Однако, чем чаще «перепахивается» трасса и чем больше разрушаются кристаллы снега, тем хуже они слипаются между собой.

При работе с фрезой так же, как и при работе с бороной, важно соблюдать верный скоростной режим – если снегоуплотнительная машина движется слишком быстро, снег разбрасывается по сторонам, формируя снежные отвалы по обе стороны движения фрезы.

 

Документирование ухода за трассой

Важность аккуратного ведения документации по уходу за трассой сложно переоценить. Документация должна использоваться для корректировки и оптимизации программы по уходу за трассой и должна содержать не только записи о том, когда и как была произведена обработка трассы, но и хранить всю информацию обо всех изменениях, обнаруженных на трассе. Операторы снегоуплотнительных машин как никто другой часто бывают на трассе и могут отметить ухудшение состояния трассы. 

Рекомендуется использовать следующие формы:

- Недельная программа ухода за трассой

- Ежедневный отчет о проделанной работе по уходу за трассой

- Отчет о состоянии снегоуплотнительной машины и навесного оборудования

- Запросы на текущий ремонт снегоуплотнительной машины и навесного оборудования

- Отчет о повреждениях трассы

- Отчет о проведенных тренингах операторов снегоуплотнительных машин

 

Заключение

 

Эффективное, профессиональное управление снегоходной трассой на всех этапах – от строительства, создания первоначальной основы и поддерживающего ухода в течение всего сезона – залог долговечной и безопасной трассы, которая принесет удовольствие водителям снегоходов. Для успешного развития трассы важно поддерживать контакт с водителями снегоходов, чтобы понимать, насколько трасса соответствует потребностям водителей снегоходов, верно расставлять приоритеты и грамотно распоряжаться бюджетом на уход за трассой.

Российское снегоходное движение находится на самой ранней стадии развития. В Кемеровской области был принят первый в России закон о снегоходном туризме. Первые снегоходные трассы лишь начинают появляться в стране, однако мировой опыт дает возможность оценить масштаб перспектив и стать одним из лидеров на этом перспективном направлении.

 

Присоединяйтесь: