Фотогалерея

Журнал "Dolce Vita"

ПРОКЛАДЫВАЯ ПУТЬ

Слово «отдых» традиционно ассоциируется с солнцем, пляжем, морем… Но и в холодное время года человек нуждается в отдыхе, и иногда даже больше, чем летом. Вырваться на пару дней на природу, получить хорошую порцию адреналина, сполна насладиться «полетом» над сугробами на снегоходе, так, чтобы морозный ветер в лицо!.. У зимнего отдыха свои прелести и… свои трудности. 

О перспективах развития снегоходного туризма в Кузбассе мы поговорили с Михаилом Григорьевым, директором мотосалона «Кантри-Спорт». 

 

 

Право иметь право


Dolce Vita: Михаил Анатольевич, определена ли в Кемеровской области законодательная база для развития снегоходного туризма и что вкладывается в это понятие? Какие цели в первую очередь преследуются: контроль поведения снегоходчиков, охрана окружающей среды, помощь предпринимателям, развитие зимнего турпродукта как коммерческой деятельности и конечной цели - создание для снегоходчиков благоприятной среды обитания .

Михаил Григорьев: 8 июня 2009 г. областным Советом народных депутатов принят закон N 67-ОЗ «О развитии снегоходного туризма в Кемеровской области», направленный на регулирование и обеспечение развития этого перспективного и важного вида деятельности. Новое туристское направление должно содействовать и развитию экологического и этнографического туризма, и охране окружающей среды, стимулировать новые виды предпринимательской деятельности, создавать благоприятные стартовые условия для потенциальных инвесторов по размещению финансовых ресурсов в туристической индустрии. В законе прописаны также меры по обеспечению безопасности граждан, занимающихся снегоходным туризмом. Все это должно получить поддержку в рамках долгосрочной целевой программы Кемеровской области в сфере развития спорта и туристической деятельности.

Мы очень рады, что эти проблемы воспринимаются на должном  уровне. Уже немало сделано. Например, в декабре прошлого года открыта пилотная снегоходная трасса в Шерегеше. В настоящее время Областной совет проводит большую работу в развитии этого направления . С пониманием к этому относятся Кемеровская областная прокуратура, Департамент лесного комплекса и территориальные структуры.

 

- И все так безоблачно и радужно, без проблем?

- Конечно, есть и отрицательные моменты, носящие субъективный характер. В первую очередь я бы отнес к ним ненадлежащую информированность общества по вопросам развития снегоходного движения – как просто пользователей техники, так и представителей власти, чиновников. Пока не существует ясного понимания, как же все-таки использовать землю под снегоходные трассы. Снег выпал – снегоходная трасса появилась, снег растаял – и трассы нет. Получается, что на этой земле не будет проводится какая либо хозяйственная деятельность. Совсем другое дело когда вдоль трассы будут возводится кафе, отели и другие коммерческие заведения . Поэтому необходимо прикладывать и консолидировать усилия на всех возможных уровнях, во многих направлениях.

Наш общественная организация способствует развитию снегоходного туризма как перспективного турпродукта. Одна из основных задач этой организации – формировать правильное общественное мнение. И мы заявляем: снегоходчики – это не браконьеры и бездумно шатающиеся по полям и лесам люди, а цивилизованные пользователи определенного вида техники. Снегоходчики должны «иметь право на право».

Без государственного участия в процессе становления и развития снегоходной индустрии не обойтись. Это направление должно стимулироваться и поддерживаться, как и всякая другая часть потребительского рынка. За рубежом снегоходную индустрию называют одним словом – сноумобилинг. Так, например, в США даже есть научные труды с экономическим обоснованием уровня развития этого направления на конкретной территории. Было бы неплохо, если аналогичный труд появился бы и в Кемеровской области, например, в качестве темы для дипломной работы на экономическом факультете какого-либо кузбасского вуза. А через некоторое время посмотреть на динамику развития снегоходной индустрии в Кузбассе.

 

Право на жизнь

 

- С 9 по 12 июня этого года в США (Айова) проходил 42-й Международный снегоходный конгресс, в котором впервые приняла участие Россия…

- И Россия не только участвовала, но и была принята в состав Международной снегоходной ассоциации. Эта организация занимает активную позицию по отношению к развитию сноумобилинга. В его основе лежат культурные и общечеловеческие принципы такие как безопасность, прежде всего, развитие туризма, социальные аспекты -например, создание новых рабочих мест, природоохранные мероприятия и т.п. Так, в США в индустрии снегоходных трасс заняты 85 тыс. человек, которые обслуживают 400 тыс. км этих трасс. И это очень прибыльный вид бизнеса, при этом менее затратный, чем некоторые другие. В 2002 г. Канадская комиссия по туризму совместно с канадским Советом организаций любителей снегоходов опубликовала анализ потенциала развития этого зимнего вида отдыха (Канада давно известна как страна, предлагающая наиболее качественные услуги по катанию на снегоходах). По данным экспертов, около 3 млн канадцев увлекаются такими поездками. В каждой провинции или территории Канады имеются бездоходные (non-profit) организации любителей снегоходов. Многие благоустроенные трассы содержатся частично за счет фондов, полученных от оплаты разрешений на пользование трассами. Занятость людей имеет тоже большое социальное значение. Этот вид туризма в Канаде был признан зимним турпродуктом номер один.

 

- Над чем сегодня работает ваш клуб?

- В первую очередь над инициативами, которые могли бы определенным образом повлиять на развитие снегоходной индустрии в Кузбассе. Мы работаем над созданием снегоходной трассы протяженностью более 500 км. Например, в Кузбассе 14 тысяч бесхозных дорог, которые не попадают под юрисдикцию областной дорожной организации. Эти дороги когда-то соединяли населенные пункты, многие из которых давно прекратили существование, дороги, которые не используются десятками лет, заросли, заболотились. Мы выступили с инициативой придать им статус снегоходных трасс в зимнее время (с 1 ноября по 15 апреля). Перед нами есть успешный пример Канады, где снегоходные трассы вообще имеют статус постоянных, независимо от времени года.

Сейчас готово к печати разработанное клубом пособие по устроительству снегоходных трасс, где подробно изложено несколько вариантов осуществления проектов. Пособие подготовлено на основе мирового опыта и будет доступно всем желающим. В проекты может быть включена уже существующая инфраструктура (туристические базы, гостиницы). Развитие снегоходного туризма вовсе не означает желания непременно загнать всех снегоходчиков на какие-то строго определенные трассы. Во всем мире 80% людей по своему желанию используют снегоходные трассы как обычные дороги. Таким образом, прямая выгода всем жителям территорий, а не только любителям поездок на снегоходах.

 

Право на будущее

 

- Зимние виды туризма – это еще и часть нашей жизни. Это отдых, вождение, путешествие, удовольствие. На Ваш взгляд, есть у такого зимнего турпродукта перспективное будущее в Кузбассе?

- Снегоходный туризм в Кузбассе развивается.Это развитие должно набирать темпы.. И о том, что этот туризм сегодня нужен, никто не спорит. Это будет дополнительная «звездочка на фюзеляже» славных побед нашего края. Есть много туристических направлений, которые исследованы нашими земляками – Мальдивы, Сейшелы, Турция, Египет… Все это замечательно, но и малая родина способна удивлять не меньше, чем экзотические страны. Хотелось бы, чтобы каждый житель знал географию и историю родного края. Известно, что без прошлого нет будущего. Тем более что для снегоходного туризма у нас есть все базовые элементы: зима, прекрасный климат и невероятные красота и богатство сибирской природы. Просто рай для снегоходчиков! Пусть с каждым будет больше туристов, увидевших красоту Кузбасса.

Мы часто говорим про разные аспекты общечеловеческой культуры, например, про культуру пития. Почему бы не поговорить про культуру зимнего отдыха?

На следующем конгрессе с 1 по 4 июня 2011 г. Российской снегоходной ассоциации предложили выступить – рассказать о развитии снегоходного движения на примере Кузбасса. Это не только очень почетно, но и очень ответственно.

Сноумобилинг имеет право на жизнь и на перспективное будущее. Мы часто слышим о необходимости инноваций в нашей жизни. Так вот то, о чем мы говорим, и есть инновация. Берите ее и претворяйте в жизнь. Может быть, это и не новая технология, но тоже достаточно новое дело и новый вид услуг, в котором население нуждается. Хотелось бы, чтобы общество более ответственно и более цивилизованно подходило к решению проблем развития снегоходного туризма – в том, что касается деятельности Гостехнадзора, государственного участия в партнерстве... Снегоходный туризм должен быть одной из сторон нашей жизни.

 

Присоединяйтесь: